ISO 9001:2015

новости

12.11.2018

Как выбрать будущую профессию ребенка и учебное заведение.

Подавляющему большинству людей, на определенном этапе приходиться становиться перед выбором будущей профессии. Порядка 80% выпускников по окончанию ВУЗа, идет работать не по своей специальности. Зачастую, это говорит о том, что на этапе выбора будущей профессии не было четкого понимания.

Ко мне часто обращаются знакомые с вопросом, что делать, как определиться с выбором?

Не претендую на истину в последней инстанции, но в этом году и я как отец подошел к этому этапу в жизни своего ребенка, поэтому опишу как планирую действовать я сам, возможно это поможет кому-то и натолкнет на свой путь.

И так,

Когда начинать действовать?

Как систематизировать этот процесс?

Что может помочь с выбором?

9 или 11 классов?

Об этом и других вопросах пойдет речь в данной статье.

Первое с чего надо начинать – это найти время и начать обсуждать эту тему со своим чадом как минимум за год до принятия решения, а то и раньше. Надо учитывать то данное, что придется провести не один разговор, каждый из которых будет формировать лучшее понимание родителем и ребенком: интересов, склонностей и перспектив.

Вы можете столкнуться с ответом: — «я не знаю, чего хочу, или буду как ты, или пойду туда, куда друг». Это нормально и говорит о своевременности и актуальности вопроса.

Заведите тетрадь, в которую записывайте даты разговоров, мысли ребенка и обсужденные вопросы. Поверьте, в процессе решения «утечет много воды» и вы не вспомните, о чем говорили месяц назад. Так же это позволит систематизировать работу над задачей.

Прежде чем начинать разговор, сделайте небольшую работу. Проанализируйте интересы своего ребенка, успехи в школе, к каким предметам склонность и повышенный интерес. Составьте список его сильных и слабых качеств. Старайтесь рассуждать объективно, ведь это позволит вам самим лучше понять перспективу и покажет какие компетенции можно улучшить.

Согласие = действие. Первые разговоры проводите в непринужденной форме, так, между прочим, чтобы не устраивать мозговой штурм и не получать социально правильных ответов. Если вы с чем-то не согласны, не стоит менять точку зрения сразу. С интересом, задавайте больше вопросов «Почему», чтобы понять мнение ребенка и природу этого мнения. Вовлекайте ребенка в процесс поиска решения, оно в итоге должно быть его решением.

Фиксируйте результаты.

Прежде чем переходить к продолжению разговоров, проанализируйте идеи ребенка, на сколько они осмысленны, на чем основаны, соответствуют ли особенностям его личности.

Если у вас есть иные идеи, проработайте их самостоятельно, найдите аргументы в пользу этих идей, подумайте над возражениями.

Проведите второй разговор и третий, аккуратно подискутируйте, даже если вам кажется выбор ребенка верным. Это позволит рассмотреть точку зрения с разных углов. Подкиньте альтернативные идеи, фильмы об успехах в профессии, литературу. Всё, что позволит утвердить или откорректировать точку зрения.

Придя к какому-то знаменателю, вместе с ребенком, проанализируйте выбранную профессию с точки зрения её востребованности в перспективе 5-7 лет, посмотрите, как она может трансформироваться и где в смежных сферах можно будет применить полученные знания. Для этого можно проанализировать крупнейшие Работные сайты, а также публикации, мнения, прогнозы экспертов рынка труда (в том числе Атлас новых профессий до 2030 года, Сколково);

Выбрав будущую профессию, надо понять какие знания необходимы для поступления в колледж или ВУЗ, что надо подтянуть.

Для этого, поручите ребенку составить список ВУЗов, которые специализируются на подготовке специалистов желаемой квалификации, и уточнить список вступительных экзаменов и проходной балл. Контролируйте процесс, помогайте ребенку получить результат.

Если вы начинаете обсуждение вопроса в 8 классе, проясните при каких ВУЗах есть колледжи и подходят ли они вам с точки зрения выбранной профессии.

Даже если у Вас достаточно средств, заранее уточните, есть ли система грантов, каков конкурс и критерии получения. Вашему ребенку самостоятельно реализовываться в жизни, и попытка добиться гранта станет определенной целью и возможно победой. Будьте внимательны к грантам. Не все специальности обеспечиваются грантами на обучение и у каждого есть определенное количество баллов ЕНТ. Этот вопрос надо проработать заранее. Данные помогут задать экзаменационную планку.

Есть вариант, что ребенок склонен к профессиям, не требующим высшего образования, тогда возможно обсудить вопрос выбора учебного заведения, предоставляющего профессионально-техническое образование.

9 или 11? Тут несколько факторов принятия решения. Качество образования в школе, качество взаимоотношений ребенка в классе, планируемый выбор профессии/ВУЗа или СУЗа, наличие профильного колледжа или лицея. Ребятам надо учитывать возраст, т.к. после 11 класса можно сделать не удачную попытку поступления и быть призванным на воинскую службу, что отложит обучение на некоторое время. Посчитайте простым арифметическим способом, количество факторов, за и против. Те, которых больше позволяют задуматься в пользу потенциального решения.

Чего делать не стоит:

— Ориентироваться только на ситуацию рынка труда сегодняшнего дня. Мы это уже проходили, когда модная специальность сегодня — приводила к перегреву рынка через 5 лет.

— Продавливать решение с которым ребенок не согласен.

— Отдавать процесс на откуп самому ребенку.

В итоге у вас появится:

  • Дневник/тетрадь с записями
  • Список сильных и слабых сторон ребенка
  • Список желаемых и возможных профессий
  • Список отраслей, в которых можно рассматривать будущую работу
  • Список колледжей и/или лицеев, ВУЗов со списком специальностей, которые готовят
  • Список экзаменов на желаемые специальности и имеющихся грантов.

Такой подход позволит вам с ребенком упорядочить мысли, систематизировать процесс, не упустить важного, распланировать дальнейшие действия и повысить вероятность правильного выбора будущей профессии и учебного заведения.

 

Олег Парахин

Владелец кадрового холдинга Elite

 

 

 

Facebook Google LinkedIn Twitter